Строительство любого сооружения начинается с заложения фундамента. Но перед заливкой фундамента необходимо провести некоторые подготовительные работы:
Бетон, который продается, – это подвижная смесь из четырех составляющих: вода, щебень, песок, цемент. Устойчивость и долговечность бетонного фундамента зависит не только от времени выдержки и от качества материалов, но и от подобранного состава бетона. Правильное соотношение компонентов примерно такое: 1 часть цемента, 4 части щебня, 2 части песка, 0,5 части воды. Транспортировать выбранную готовую бетонную смесь лучше всего в автобетоносмесителях, чтобы избежать попадания атмосферных осадков и прямых солнечных лучей, а также чтобы не было потери бетонного молока. Если бетонную смесь замешивать самостоятельно, то дозировка материалов будет «на глазок» – следовательно, подвижность смеси невозможно контролировать, а при избытке воды вообще произойдет потеря прочности материалов.
Для наибольшей прочности фундамента его стоит заливать сразу целиком, а не частями. В таком случае он будет монолитным. Причем следует заранее позаботиться о том, чтобы заливка производилась не только в одно место, потому что более жидкая составляющая бетона растечется, а щебень и более тяжелые составляющие будут скапливаться в одном месте. Затем нужно провести утрамбовку бетона с помощью глубинного вибратора, а при отсутствии такого использовать тяпку. Это нужно для удаления лишних пузырьков воздуха, которые потом при перепаде температур могут негативно сказаться на прочности фундамента.
Самый экономичный вариант – самостоятельно смешивать и заливать бетон. Для такого вида работ существуют бетономешалки, ускоряющие процесс. Но у них есть существенный недостаток. Если взять бетономешалку, к примеру, в 50 литров, то, учитывая время на подготовительные работы, смешивание и транспортировку к опалубкам, на 1 кубический метр уйдет примерно 5 часов. Естественно, что такими темпами невозможно сделать работу за один день, тогда фундамент уже не будет монолитным.
Более дорогим, но удобным методом является заливка бетона из миксера через желоб. В этом случае главная трудность – длина желоба, чтобы всю смесь распределить равномерно по поверхности. А самый дорогой и профессиональный метод – заливка при помощи бетононасоса. Он имеет специальную выдвижную стрелу, которая может совершать заливку на большие расстояния до 200 метров. Это очень удобно в тех случаях, когда невозможно близко подъехать к месту постройки либо когда производится заливка железобетонных сооружений.
Бетононасосов существует два вида: стационарные и автомобильные. Стационарные бетононасосы отличаются типом двигателя: электрические и дизельные, работающие от жидкого топлива. Автобетононасосы более мобильны, они могут подавать распределительной стрелой бетонную смесь как горизонтально, так и вертикально, что является важным преимуществом при постройке современных конструкций.
В зависимости от состава бетона и расстояния, на которое он подается, определяется скорость работы. Подача бетона осуществляется только при наличии нескольких кубометров воды. Причем в зимние периоды вода должна быть горячей, а в летние – холодной. Также необходимо место, куда можно сливать воду после промывки. Временные промежутки между подачами бетонной смеси не должны превышать полчаса, а если температура окружающей среды выходит за рамки амплитуды от –5 до +25 градусов Цельсия, то перерывов вообще не должно быть. Минимальная температура, при которой можно проводить заливку бетононасосом: –15 градусов Цельсия.
Хорошие характеристики оборудования позволяют практически не тратиться на ремонт техники, а качественное оснащение позволяет вести работу даже зимой, так как у бетононасоса есть функция подогрева солярки. Для летней жары предусмотрен специальный агрегат, остужающий масло. Обслуживание бетононасосов не представляет большой сложности. Требуется в основном только использование промывочного насоса с водяным пистолетом. Производительность автобетононасосов может достигать 150 кубических метров в час. Безусловно, это наиболее современный и универсальный метод заливки бетона, позволяющий изготовить максимально прочный и наиболее долговечный фундамент.